Press "Enter" to skip to content

Я не пою, только кричу, кричу

22 марта 2010 исполняется 100 лет со дня рождения Марка Боеслав (Михаила Дяченко), члена украинской главной освободительной рады (УГВР), краевого проводника пропаганды ОУН, кавалера Серебряного Креста Заслуги, редактора журнала «Черный лес» (1947-1950), одаренного поэта и публициста, геройски погиб в бою с энкаведистами 23 февраля 1952 около с. Дзвиняч Богородчанского района на Ивано-Франковщине.

Михаил Дьяченко, родом из села Боднаров Калушского района, был четвертым ребенком в семье Марии и Василия Дяченко. В раннем детстве остался без матери, а в возрасте 10 лет – без папы, однако старший брат Николай заменил сиротам родителей. Именно благодаря брату получил Гимназическое образование в Станиславе, а затем продолжил обучение во Львове, изучая право. В студенческие годы увлекся литературным творчеством.

Стал членом «Пласта». В 30-е годы Михаил Дяченко начинает интересоваться политическими событиями, которые бушевали вокруг него, став членом ОУН. Одновременно в родном Боднаром был членом «Просвещения» и «Родной школы». Именно в эти годы выходят в свет его первые поэтические сборники «Искры» (1936), «Юные дни» (1938), «Село» (1939).

Однако просветительской работой М. Дьяченко заинтересовались польская полиция: 1937 года он был впервые арестован и отправлен в Станиславскую тюрьму. Второй раз его арестовали 1939 за политическую работу, однако ему удалось бежать из тюрьмы как раз перед вступлением советских войск в Станиславов 18 сентября 1939. Спасаясь от преследований и репрессий, нелегально выехал на Холмщину.

Именно «холмский» период был отмечен активной творческой деятельностью Михаила Дьяченко. Сам национально сознательный украинский, патриот, он учил детей родному языку и истории, работал в драматическом кружке. Очень часто бывал в Кракове, где, очевидно, встречался с А. Телигой и А. Ольжичем, ведущими деятелями ОУН. Во время пребывания на Холмщине была написана сборник стихов «Они придут» (1941), для которой характерны ностальгические мотивы и мучительные смятение души, связанные с тяжелыми житевимы условиями. Его лирический герой словно врос в историю своей земли и Родины, историю драматичную, полную побед и поражений.

Во времена немецкой оккупации Михаил Дяченко находился в родном селе, куда переехал с семьей. А уже с 1945 года сборником стихов «За свободу» начинается подпольная творчество поэта. На долгие 7 лет он стал выразителем идей ОУН-УПА в редактируемом им журнале «Путь Побед» (1945), где впервые появляются его стихи, подписанные «Марко Боеслав». Именно в эти годы поэт писал на повстанческую тематику, творя стихи для поддержания боевого духа и твердости повстанцев:

Не сломит нас, жестокий палач!
В наступление, друзья! На пробой!
Пусть путь прочистят нам пушки!
Вперед! Вперед! В упорный бой!
(Песня куреня «Колокола», 1946)

Жизнь диктовала трагическую борьбу, и именно в повстанцам поэт видел проявления мужества, человечности и ответственности перед окружением. Его герой не боится смерти, хотя воинов УПА «за правду вешали, стреляли».

В творческом наследии Марка Боеслав особое место занимает духовная поэзия и лирика. Давно уже народной любимой песней стала его стихотворение «Расти, расти, черемуха».

Расти, расти, черемуха,
Широко ся розростай.
А ты, моя дивчиноньку,
О любви забывай.

А последние строки произведения

Я за тебя, Украина,
Муки тяжкие терпел.

были тогда смыслом жизни многих украинский.

Марко Боеслав оставил нам и прозаические произведения. В 1948 году в «Черном лесу» был напечатан очерк «Подполковник Михаил Медведь», известие о смерти которого поразила поэта. Вспоминая совместную борьбу в ОУН, Марко Боеслав захватывает читателей своей искренней исповедью. «Умереть за Украину – это жить вечно», – констатирует автор.

Особенно актуальной в наше время является работа Марка Боеслав «За соборный монолит» (1949). Украина не является самостоятельным государством через «отсутствие единства и любви в украинском народе». Именно из-за разногласий между проводниками Освободительные соревнования 1917-1921 г. закончились поражением. Словами «соединяйтесь, братайтеся» Марко Боеслав призвал нас, украинский, во имя славного прошлого Украины не копаться в самих себе, а искать общие мотивы для объединения.

В рядах ОУН-УПА соревновалось много поэтов и писателей – многие из них так и остались безименнимим. Так, в борьбе за волю Украины сформировался новый тип украинского писателя, воодушевлением которого был величественный бунтарский дух ребят, что и сейчас живет среди украинского. Рыцарей Украины воспевал Марко Боеслав. Ибо нет биьшои силы, как крепость духа добровольца.

Mission News Theme by Compete Themes. | | Каталог | RSS