Press "Enter" to skip to content

Вопреки оперным канонам

28 марта знаменитому певцу, режиссеру, народному артисту, академику Дмитрию Гнатюку исполняется 80 лет.

Расцвет и слава выдающегося артиста неразрывно связана с Киевской оперой. На этой сцене он создал прекрасные драматические роли как певец, блестяще выступая с украинским репертуаром, партиями из мировой классики. Благодаря таланту Дмитрия Михайловича на сцене Национальной оперы, которая уже 54 года является для Гнатюка родным домом, увидели свет спектакли, написанные современными композиторами. О бархатный голос Дмитрия Михайловича написаны тысячи одобрительных рецензий. Гнатюк – кумир нескольких поколений слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом.

«Я счастлив из того, что мой голос находил и находит отклик у многих людей, – признается певец. – Когда человек влюбленный в страну, песню, людей – это придает сил. В моей жизни были разные полосы ».

— Не часто человеку при жизни удается стать легендой, а Дмитрий Михайлович стал ею уже в начале своей творческой карьеры, вопреки многим оперным канонам, – рассказывает искусствовед, заведующая литературной частью Национальной оперы Украины Василий Туркевич. – На киевскую сцену он пришел с консерватория не начинающим-стажером, а сформированным певцом с мощным, тембрально красивым голосом. Успешный дебют Гнатюка был не только результатом блестящей педагогической школы великого Ивана Паторжинского, но и проявлением подаренного Богом таланта, возвышенного вдохновенной работой до вершин оперного Олимпа.

Дмитрию Михайловичу выпало жить на перекрестке двух веков и тысячелетий, в разные эпохи. Не было ни одного советского вождя, который бы не восхищался его голосом. В 1946 году, еще когда он был студентом консерватории, состоялся его дебют на сцене Большого театра. В ложе аплодировали молодому баритону Мао Цзэдун и Сталин.

«Я о той встрече долго никому не рассказывал, он знал, что наживу себе врагов, – вспоминает Д. Гнатюк. – Потом пошли слухи о моем выступлении в Москве, но сокурсники не верили, что это было на самом деле. Только когда Григорий Веревка (художественный руководитель Народного хора Украины), с которым мы выступали в Москве, рассказал о моем триумф И. Паторжинского, только тогда насмехаться надо мной перестали …. Затем, и великую творческую жизнь, мне приходилось часто выступать на правительственных концертах. Но я никогда не считал себя “номенклатурным” певцом ».

Баритон Дмитрия Михайловича в равной степени можно считать и лирическим и драматическим, в зависимости от того, какую партию он исполнял. Артист умел менять тембральные нюансы, переходил от елегийности пиано до экспрессивной динамики, особенно в спектаклях с напряженным психологическим сюжетом (Жермон в «Травиате», Ренато из «Бала-маскарада»). Психологическая многоплановость образа Риголетто (в одноименной опере Дж. Верди) нашла в вокальном трактовке Гнатюка глубину раскрытия, заложенного композитором подтекста, который сделал этот образ актуальным вне времени. В репертуаре певца появляются партии, которые принесли признание: Яго – «Отелло», ди Луна – «Трубадур», Амонасро – «Аида», Валентин – «Фауст», Николай – «Наталка Полтавка», Остап – «Тарас Бульба» , Султан – «Запорожец за Дунаем» и другие. Многочисленным был задел певца в современном украинском репертуаре ( «Милана», «Молодая гвардия», «Арсенал», «Гибель эскадры», «Первая весна»).

Дмитрий Михайлович много работал над расширением репертуара Национальной оперы произведениями современных композиторов. Его участие в операх стала «золотой» страницей украинского современного искусства. Гнатюк во многих параметрах определил исполнительскую манеру интерпретаций нескольких последующих поколений певцов, которые переняли нюансы стиля прославленного мастера оперы. А когда певец почувствовал, что ему тесно в оперном репертуаре – занялся концертной деятельностью. С именем Д. Гнатюка связано рождение украинской эстрады. Он великолепно исполнял народные песни, романсы. Дмитрий Михайлович до высот поднял произведения, написанные Платоном Майбородой, Александром Билашем, Анатолием Кос-Анатольский, Степаном Сабодаш, а их песни в его исполнении стали суперпопулярными: «Два кольори», «Родная моя мама», «Песня про рушник», «Глаза васильковые »,« Черемшина »,« Летят, словно чайки »,« Маричка »,« Цветут осенние небеса »,« Ясени »,« Снег на зеленых листьях », этот список очень длинный …

— Еще задолго до завершения своей оперно-исполнительского Дмитрий Гнатюк стал заниматься режиссурой, – рассказывает В. Туркевич. – В 1975 г. он дебютировал как постановщик оперы «Князь Игорь» (дирижер Владимир Кожухарь, сценография – Федора Нирода). Кстати, в той спектакле Дмитрий Михайлович пел главную партию почти четыре десятилетия. Художественный уровень режиссуры этой сложнейшей драматической оперы Бородина засвидетельствовал тот факт, что спектакль имела долгую сценическую жизнь, на ней выросшие три поколения певцов нашего театра. Как режиссер оперы Гнатюк прекрасно разбирается в технике вокала, симфоническом оркестровке, сценической и хоровой культуре, изобразительном искусстве. Он поставил на киевской сцене «Тоску», «Травиату», «Аиду», «Пиковую даму», «Севильского цирюльника», «Сорочинская ярмарка», «Войну и мир» и другие. Последняя режиссерская работа Дмитрия Михайловича – спектакль «Мазепа» П. Чайковского.

Премьера состоялась накануне первого тура президентских выборов в Украине. Случайно ли то, что опера о легендарном гетмана, который положил свою жизнь за независимость Украины была поставлена в решающее время нашего настоящего? Нет – это позиция мастера. Как признался режиссер, спектакль непросто рождалась, некоторые члены коллектива отказывались работать, видя политический подтекст оперы, упрекая Гнатюку в «псевдопатриотизм». “Для меня было важно убедить молодежь и именно на потенциал молодых певцов я поставил« Мазепу », – признался Дмитрий Михайлович В опере прекрасно выступили Оксана Дикая и Тарас Штонда, которые сегодня являются премьерами труппы.

Mission News Theme by Compete Themes. | | Каталог | RSS