Press "Enter" to skip to content

Андрей Кокотюха: Почему элитные писатели ненавидят массовую литературу?

Потому что они ее боятся. Они заняли прочные позиции в средствах массовой информации и крепко держат оборону. Поэтому украинская массовая культура, в частности – литература популярных жанров, переживает информационную блокаду.

В свое время благодаря журналистам, а не по результатам продаж их произведений, Юрий Андрухович, Оксана Забужко и другие «умные» авторы получили «бронзовый» статус. Их и дальше называют лучшими современными писателями Украины. Вот эти «лучшие писатели» когда в одиночку, а когда вместе со страниц прессы убивают в зародыше нашу национальную чтивну книгу.

Может, наша «элитарная» литература уже достаточно развита и дает постоянный доход? Совсем нет: перерыв между третьим и четвертым романами Андруховича составляет восемь лет. И его «Двенадцать обручей» получили определенный резонанс не благодаря своим художественным достижением, а разве по старой памяти, так сказать, из уважения к ветеранских орденских планок автора. А госпожа Оксана датирует свой самый последний текст 2000 годом. И это не основательный роман на тему женского освободительной борьбы, а небольшие эссе. Над новым романом, по словам писательницы, она работает уже несколько лет.

Вы скажете, что такие выдающиеся люди создают эксклюзивный товар, поэтому не должны работать за конвейером, неутомимо продуцируя умные, но скучные романы один за другим? Согласен. Но что же тогда читать украинском Книголюбу в то время, когда в наших литераторов-интеллектуалов творческий отпуск или творческий кризис? Бушкова – Донцову – Акунина – Абдуллаева – Лукьяненко?

Со своей стороны, бывшие и действующие украинские поэты делают заявления об отсутствии в украинском культурном пространстве почвы для появления нормальной конкурентоспособной массовой литературы. Например, в недавнем хороший художник, а ныне посредственный политик Иван Андрусяк не советует коллегам радоваться, если их книги читают в метро. А тем, кто ищет книг для чтения в транспорте, ставит психиатрический диагноз.

Следовательно, ситуацию с развитием популярной литературы в Украине в целом комментируют те, для кого такая литература чужая.

Однако массовая литература – это тот паровоз, который даже в советское время тащил на себе поэзию, прозу и эссеистику «элитных авторов». Набрав и продав десять детективов, советское издательство могло за счет прибыли издать несколько поэтических сборников. Возможно, «умные» писатели проникнуты комплексом нелюбимой ребенка, о которой заботились по остаточному принципу, и теперь танцуют джигу на руинах издательского дела, которому несколько десятилетий назад занималось государство. Приходим к неожиданному выводу: государство и государственная идеология у нас появятся лишь тогда, когда возобновится историческая и рыночная справедливость и «умная», но скучная литература будет выдаваться с доходов от продажи книг пусть «глупых» и однодневных, но интересных сегодня, а не через триста лет.

Детектив, приключенческий роман, мелодрама, страшная готическая сказка, фантастика – это прежде всего интересно придумана история. Согласен, не каждый способен сложно и увлекательно ее рассказать. Более того: из двух десятков авторов чтива лишь один напишет достойную книгу. В Украине таких авторов, к сожалению, не хватает. Здесь я признаю: кандидат филологии Андрухович и кандидат философии Забужко пишут лучше.

Но складывается впечатление, что Андрухович и все его единомышленники и эпигоны в детстве и юности не читали книг, формируют не только фантазию писателя, но и человеческие характеры целом.

Те, кто декларативно пишет «для элиты», не отправлялся на «Испаньйоли» к Острову сокровищ. Не ловил на болотах зловещего собаку Баскервилей. Не мчался за десять суток в компании мушкетеров из Парижа в Лондон по бриллиантовые подвески королевы. Не искал экспедицию капитана Татаринова среди северных снегов. Словом, у тех, кто вполне серьезно считают себя элитарными писателями и претендуют на владычества над человеческими мыслями, на самом деле реально не было нормального книжного детства, а в нем – хорошей приключенческой (или других жанров) литературы. Вместо этого каждый из наших «элитных» авторов, если верить многочисленным интервью, учил английский в первую очередь для того, чтобы прочитать запрещенного в СССР Джойса языке оригинала.

Напрашивается вывод: те, кто выдает себя за писательскую элиту, на самом деле страдают комплексом маргинала. И, по сути, является типично маргинальными авторами из местечковой сознанием. Ведь только в ограниченном среде городков тот, кто имеет высшее гуманитарное образование, считается пророком, мессией, властителем дум. Их мнение, в том числе – о перспективах развития тех или иных жанров в нашей литературе, становится основным и единственно правильной. Иначе некому высказать – остальные работают, а не бронзовеет на пьедесталах.

Массовая литература в нормальных развитых странах является не только частью государственной политики и идеологии, но и неотъемлемым элементом урбанистической культуры. Исследователи популярных жанров в середине ХХ в. окончательно определили тот же детективный или приключенческий роман как «городскую сказку». Теоретики масскульта доказали: литература популярных жанров может развиваться полноценно лишь при условии существования в обществе устоявшихся демократических традиций. Ситуации моделируются автором таким образом, чтобы дать возможность литературным героям самостоятельно принимать нестандартные решения. Классический пример: несколько бессмысленных, даже преступных с точки зрения дисциплины поступков Джима Хопкинса из «Острова сокровищ» в результате спасли жизнь его друзьям и, наконец, помогли те сокровища найти. Поэтому в тоталитарном или малообразованного обществе развитие популярных жанров был или совсем невозможен, или массовая литература создавалась под жестким идеологическим и цензурным контролем государства. Никому не разрешалось свободно пропагандировать свободу мыслей, поступков, говорить о настоящем Добро и определять истинное Зло.

Культурная жизнь

Mission News Theme by Compete Themes. | | Каталог | RSS